Книга — как карта. Можно любоваться её рисунком, но если не идти — никогда не найдёшь сокровище. «Тайная Доктрина» — не о знании, а о преображении. Не о том, что читать, а о том, как жить. Как сказал Лао-цзы: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает».
|
Ближе к вечеру мы решили покинуть территорию Теософского общества. Надо сказать, что она столь огромна, что не хватило бы и дня, чтобы обойти все её сокровенные места. Повсюду мы находили что-то интересное и захватывающее.
Попадаться на глаза охране у главного входа нам не хотелось, и мы двинулись в сторону моря. Оно было совсем рядом – шум волн слышался все громче. И тут тропинка уперлась в глухую высокую стену. Уставившись на нее, мы начали размышлять: то ли искать место, чтобы перелезть через нее, то ли возвращаться обратно.
Вдруг мы услышали велосипедный звоночек. А через мгновение из-за деревьев показался едущий к нам наш новый друг Динеш.
- Совсем забыл предупредить вас, - сказал он, - неподалеку есть калитка, но она всегда на замке. Вот отыскал ключ от нее и приехал выпускать вас.
Распрощавшись с нашим спасителем, мы оказались на совершенно пустынном берегу Бенгальского залива. Вечерний ветер гудел в кронах пальм, оставшихся позади. Волны - тяжелые и такие же древние, как сама Земля, мерно катились к песчаной отмели. На пригорке, где когда-то, быть может, сидели искатели истины — ученики Блаватской, Безант, Кришнамурти, — стояла покосившаяся лавочка. Мы сели, и время замедлилось.
Вода сливалась с небом в дымчатой дали, и мне казалось, что эти волны — те же самые, что бились о берег сто лет назад, когда здесь, в Адьяре, рождалось учение, призванное соединить мудрость Востока и Запада. Я думала о Елене Блаватской — женщине, которая бросила вызов догмам своего времени, которая говорила о единстве всех религий, о тайных законах мироздания, о карме и реинкарнации, когда даже слова эти звучали для Европы дико и чуждо.
- Видишь вон тот камень? — Борис указал на черный валун у кромки воды. — Волны обтачивают его веками, но он остается. Так и наследие Блаватской.
И правда — разве не удивительно, что в наше время, когда наука и технологии правят миром, люди все чаще обращаются к её идеям? Современный человек, закованный в бетон мегаполисов, задыхается в пустоте материализма. Он ищет смысл — и находит его древних знаниях, которые Блаватская, как мост, перекинула через пропасть веков.
Вон там, вдали, рыбацкая лодка качается на волнах. Сгорбленный рыбак, тянет сеть. Он, наверное, и не слышал о «Тайной доктрине», но живет по её законам — знает, что всё в этом мире связано: море и небо, труд и судьба, жизнь и смерть.
- Она говорила, что истина — как этот залив, — прошептала я. — Её не объять взглядом, не исчерпать словами. Но можно сесть на берегу и слушать.
Мы молчали. Солнце садилось, окрашивая воду в пурпур. И где-то между волнами, между мыслями, между прошлым и будущим, витало наследие той, что осмелилась сказать: «Нет религии выше истины».
А волны, как и прежде, бились о берег.
Жизнь Елены Петровны Блаватской — словно роман, полный загадок, странствий и духовных озарений. Её душа, жаждавшая истины, не могла уместиться в рамках обыденности. Обо всех самых волнующих моментах её невероятного пути невозможно рассказать в одной статье, их слишком много.
Семнадцатилетняя Елена, выданная замуж за немолодого генерала Блаватского, не смогла принять судьбу «домашней жены». Через несколько месяцев супружества она сбежала в Константинополь. Это был первый шаг к свободе, к её истинному предназначению.
А в 1851 году, гуляя по Гайд-парку Лондона, 20-летняя Блаватская увидела высокого индуса в белом одеянии — Махатму Морию. Он сказал ей, что ждёт её в Гималаях, и с того момента её жизнь изменилась навсегда. Позже она писала: «Я узнала Его сразу. Это был Он — мой Спаситель…»
После долгих скитаний по Египту, Южной Америки и Индии она всё же достигла Тибета. Там, в тайных монастырях, Блаватская провела годы, обучаясь у Махатм. Говорили, что она могла вызывать звон колокольчиков в воздухе, материализовывать предметы, читать мысли и многое другое.
В 1870-х, пытаясь основать своё первое оккультное общество, Блаватская столкнулась с враждебными нападками тех, кто претендовал на истину в последней инстанции. Противостояние с ними завершилось её победой, но здоровье было подорвано. У нее было много друзей, но еще больше врагов. В 1885 году Общество психических исследований обвинило её в мошенничестве, но она не сломалась. В ответ написала «Тайную Доктрину» — грандиозный труд, раскрывающий эзотерическую историю человечества. Даже её враги признавали: «Эта женщина знает то, чего не знает никто».
Перед смертью в 1891 году она сказала: «Я ухожу — но вернусь. Через сто лет мир снова услышит обо мне». И действительно, в конце XX века архивы Блаватской были открыты, а её идеи вдохновили новых искателей истины. Её жизнь — как вспышка молнии в тёмном небе. Она сожгла все границы между мирами, оставив после себя не разгаданную до конца тайну. Признавая заслуги Блаватской и ее вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО объявил 1991 год – Всемирным годом Блаватской.
Примечательно, что ровно через сто лет со дня ее ухода в свет вышел первый выпуск эзотерической газеты «Аура», которую начал выпускать Борис Кольченко. И вот он сидит сейчас рядом со мной, о чем-то задумавшись, и смотрит вдаль. Я улавливаю его мысли и прошу рассказать, какую роль в его жизни сыграли идеи Елены Блаватской. А главное, нашли ли они отражение в этой газете. До этого я уже многое слышала о рождении «Ауры». Но именно в Адьяре эта история предстала в новом свете.
Для того времени это издание было как глоток воздуха после долгого удушья. То был мир, где за цитату из Блаватской или разговор о тонких телах могли назвать «сектантом». Где духовные искания прятали в кухонных разговорах, а эзотерику передавали из рук в руки, как запретный плод.
И вдруг — «Аура»! «Карма», «реинкарнация», «астрал», «чакры»… — слова, которые раньше шептали, были напечатаны открыто. Это был бунт, но не против власти, а против ограничений сознания. Но многие жаждали этого. Тираж газеты расхватывали мгновенно. Люди, годами скрывавшие свои взгляды, вдруг осмелели. Учителя, врачи, инженеры — все, кто тайно читал Рерихов или Кастанеду, вышли из тени.
Позднее, уже находясь дома, я увидела тот самый первый номер «Ауры». И в нем напечатана публикация из книги Елены Блаватской «Человек и его видимый и невидимый состав». Эта работа раскрывает многогранную структуру человеческого существа, выходя за рамки материалистического понимания жизни. Она объясняет, что человек — это не только физическое тело, но и сложная система тонких тел (эфирное, астральное, ментальное, духовное). В то время многие читатели, впервые столкнулись с этой концепцией и начинали воспринимать себя не как случайное биологическое существо, а как часть великой космической эволюции.
Блаватская подчёркивает, что каждое действие, слово и даже мысль имеют последствия не только в материальном мире, но и в тонких планах. Принятие этого заставляет многих пересмотреть свою жизнь, стремясь к более осознанному существованию.
Читатели, изучающие теософские труды, начинают видеть взаимосвязь между всеми формами жизни. Это ведёт к развитию сострадания, экологического сознания и понимания, что каждый человек — часть единого целого. Объединяя эзотерические знания с научными идеями, она показывала, что духовность и рациональное познание не противоречат друг другу. Для многих это стало мостом между верой и разумом, открывая путь к более целостному восприятию мира.
Книга «Человек и его видимый и невидимый состав» — это не просто философский трактат, а руководство к внутренней трансформации. Те, кто следуют ему, часто обретают новый смысл жизни, глубинное понимание собственной природы и Вселенной. Как писала сама Блаватская: «Знание себя есть знание всех вещей». Именно это знание продолжает менять жизни людей, открывая им путь к мудрости и духовному пробуждению.
В то время многие люди начинали свой духовный поиск именно с «Ауры». Интересно, где же они сейчас? К чему пришли и правильно ли смогли распорядиться полученными знаниями?
С того времени прошло уже 35 лет. И сегодня мир неузнаваемо изменился. Эзотерика стала модной, коммерческой, и по большей части — популистской. В нее ринулись все кому не лень. И это учение стало переживать странную метаморфозу: из тайного знания, доступного лишь искренним искателям, она превращается в цирк для доверчивых зрителей. В погоне за вниманием, деньгами и славой «гуру» нового поколения выдают тонны эзотерического мусора — от абсурдных ритуалов до откровенного шарлатанства.
Эзотерика стала бизнесом. Чем нелепее методика, тем больше она привлекает к себе любопытных. «Квантовые прыжки», «регрессии онлайн», «астральные свидания» — всё это продаётся, потому что спрос есть. Люди хотят чуда без усилий. Вместо работы над собой требуют волшебную таблетку в виде «денежной мантры» или наведения «порчи на бывшего».
Читать и углубляться во что-то глубокое и серьезное современным людям не позволяет так называемое клиповое сознание — глубокие учения упрощаются до мемов. А ведь настоящее знание не кричит о себе с рекламных баннеров, на которых обещают всё и сразу.
Настоящая эзотерика — это не «шизотерика» (помесь эзотерики с шизофренией). Она требует глубины, а не клоунады. Но пока толпы верят фокусам чародеев и во всякие «кармические таро», цирк будет продолжаться.
Да, проект «Аура» в свое время был достаточно смелым шагом, который всколыхнул сознание многих людей. Но главный урок тех лет заключался не в замене одной идеологии на другую, а в умение думать самостоятельно и идти к осознанности. К сожалению, большинство «ищущих» так и не поняли этого. Сломя голову они кинулись за теми, кто сулил им мгновенное просветление без усилий или обещал открыть сверхспособности, чтобы возвысить Эго. Не получив обещанного, разочарованные искатели, прекращали свои занятия и вновь погружались в обыденность, которая уже навсегда лишала шанса пробудиться от собственного невежества.
Большинство же оказались в различных сектах, где им вскоре обрубали крылья, принудив смотреть на мир через узкие шоры навязанных идеологий. Запрещали читать других авторов, в том числе и «Ауру», с которой начались их поиски. Не рекомендовали общаться с нами, приезжать на наши семинары. Самое интересное, что практически все лидеры таких объединений, говорят о любви, о спасении, о единении… Но это «единение» должно происходить только под их знаменами.
Елена Блаватская утверждала, что все люди духовно связаны, а разделения на расы, религии и культуры — иллюзорны. Истинная цель человечества — единство в духе. Пробуждаясь, человек начинает осознавать эту духовную связь, а для этого не нужно обременять себя рамками идеологий.
Конечно, были и те, кто все-таки сумел покончить с заблуждениями, уводящими от реальности в выдуманный мир. Недавно в «Ауру» пришло откровение от ранней читательницы газеты — Антонины, которая все-таки сумела прозреть от самообмана:
«Пишу это письмо со слезами на глазах и болью в сердце. Пишу, потому что хочу предупредить вас — тех, кто, как и я когда-то, может пойти по ложному пути, думая, что идёт к свету.
Когда я впервые прочитала о Елене Блаватской, мне показалось, что нашла ответы на все вопросы. Её учение манило, как огонь в темноте: тайны, мистика, обещания высшего знания. Я бросилась в это с головой. И что же?
Я перестала ходить на работу — зачем, если всё материальное «иллюзорно»? Я отдалилась от мужа — он «не понимал» моих исканий. Перестала звонить родителям — их «обывательские» разговоры раздражали. Друзья? Они казались мне слепыми, погрязшими в мирской суете.
Я читала, конспектировала, спорила в группах таких же фанатиков, осуждала «непросветлённых». Я была уверена, что становлюсь мудрее. А на самом деле — просто сузила свой мир до одной книги, одной идеи, одного кумира.
А потом… Потом я очнулась.
Муж, устав от моих проповедей, подал на развод. Мама заболела, а я даже не знала — слишком занятая была «духовным развитием». Друзья перестали звонить — зачем биться в закрытую дверь? И самое страшное — я поняла, что Блаватская, если бы встретила меня, назвала бы дурочкой. Ведь она учила свободе, а не фанатизму! Она говорила: «Нет религии выше истины», а я сделала из её учения новую религию, новую клетку для ума.
Я потратила годы на то, чтобы осуждать других за их «невежество», вместо того чтобы просто жить, любить, быть рядом с теми, кто дорог.
Теперь я собираю осколки. Возвращаю доверие по крупицам. Учусь снова радоваться простым вещам, от которых отмахивалась.
Если вы читаете Блаватскую — читайте умом, а не с фанатизмом. Если ищете истину — не теряйте себя. Потому что истина не в том, чтобы отвергать мир, а в том, чтобы видеть его глубже — и при этом оставаться человеком.
С болью и надеждой, Антонина - та, которая поняла слишком поздно.
P.S. Не повторяйте моих ошибок. Любите. Живите. Будьте здесь и сейчас».
Мне уже не раз приходилось сталкиваться с людьми, некогда фанатично увлечёнными духовными поисками. Они хотели просветления, но не готовы были оплачивать его цену. Они искали учителей и системы, которые возьмут на себя ответственность за их жизнь, вместо того чтобы стать хозяевами своей судьбы.
Многие «определились» и нашли приют в духовных сообществах, религиозных организациях или эзотерических кружках, где можно спрятаться от необходимости делать выбор. Они заменили настоящую внутреннюю работу слепым следованием доктринам, ритуалам и авторитетам. Но это не освобождение — это ещё одна форма рабства. Для них духовность превратилась в побег от реальности.
Такие искатели приходят в практики не за истиной, а за утешением. Они хотят, чтобы кто-то сказал им, что делать, как жить, куда идти… Они ищут не пробуждения, а спокойного сна под мудрыми цитатами. Но настоящая духовность — это не бегство от мира, а полное погружение в него с открытыми глазами. Это готовность встретить свою тьму, свои страхи и взять ответственность за каждый шаг.
Легко повторять мантры, посещать лекции распиаренных мастеров и чувствовать себя «избранным». Гораздо сложнее осознать, что никто не даст тебе готовых ответов. Учителя, книги, учения — всего лишь инструменты. Но если человек начинает поклоняться инструменту, он забывает, зачем вообще начал искать. Он становится последователем, а не искателем.
Современная духовность часто превращается в потребительство: люди коллекционируют практики, дипломы курсов, которые посетили, но внутри остаются прежними. Они хотят «обладать» мудростью, как новой машиной или статусом в соцсетях. Но истина не накапливается — она требует разрушения иллюзий. Поэтому возвращение в обыденность становится для них закономерным итогом. Те, кто не готов к настоящей внутренней работе, рано или поздно возвращаются к прежней жизни. Они устают от поисков, потому что искали не истину, а комфорт от обладания ею. Но даже это — часть пути. Возможно, однажды они поймут, что свобода — только в одном: в абсолютной честности перед самим собой.
Духовный путь — это не тропа, усыпанная цветами, а одинокое восхождение в гору, где каждый шаг зависит только от тебя. Можно сдаться, можно притвориться, что нашёл ответ. Но рано или поздно жизнь потребует: Проснись! Возьми ответственность на себя! Или смирись с тем, что так и не решился по-настоящему жить.
Конечно, «Тайная доктрина» Елены Блаватской — это фундаментальный труд, но его объём и сложность отпугивают многих. Однако ключевые идеи книги остаются актуальными и сегодня. Их суть проста и сводится к тому, что мы не отделены от мира, а связаны с ним на глубинном уровне. И современная квантовая физика подтверждает взаимосвязанность всего.
В своих работах Елена Блаватская говорит о вечных законах, которые работают и сейчас. Не обязательно читать всё то, что было написано ею за все годы, а тем более прислушиваться к тому, что пишут о ней ее недруги и доброжелатели. Этого «добра» в Интернете сегодня хватает. Не будучи специалистом легко запутаться во всем этом. Важнее научиться понимать основные идеи, высказанных ею, и применять их в жизни. Можно годами изучать древние тексты, как монах в затворе, перебирать цитаты, как драгоценные камни, но так и не понять: книги — не цель, а зеркало. Они показывают путь, но идти по нему должны мы сами. Знание без действия — мёртвый груз. Представь человека, который читает книги о плавании, знает все теории волн и течений, но никогда не заходит в воду. Разве он научится плавать?
Блаватская писала не для того, чтобы люди коллекционировали мудрость, а чтобы меняли себя. «Лучше одна искра живого опыта, чем тома теоретической премудрости», — говорила она.
Духовность — не в книгах, а в каждом шаге. Можно цитировать «Тайную Доктрину», но злиться и обижаться на своих близких. Можно рассуждать о единстве всего, но презирать чужую боль, накапливать материальные богатства и продолжать засорять планету. Настоящая алхимия — не в древних фолиантах, а в том, чтобы превращать страх в смелость, ненависть — в понимание, пустоту — в творчество.
Именно этому учила и продолжает учить «Аура». Она уже не в том – бумажном варианте, котором была когда то. Она в наших публикациях на сайте «Аура волшебства», в постах соцсетей, в фильмах студии «Аура», и, конечно же, в живой работе с людьми на наших семинарах и встречах, которые мы постоянно проводим для того, что этот мир становился лучше.
Елена Романова